Невозможно, будучи здоровым человеком, представить себе все трудности, с которыми сталкивается инвалид, вынужденный передвигаться с помощью коляски. Непреодолимые препятствия подстерегают его на каждом шагу, начиная с квартиры, где коридоры и дверные проемы слишком узки для прохода коляски, а ваннами и туалетами невозможно пользоваться без посторонней помощи. На лестнице инвалида поджидают ступеньки, по которым ему никогда не спуститься самостоятельно, и лифты, в которых не помещается коляска. На улице - не лучше: высокие бордюры тротуаров, тяжелые двери магазинов, общественный транспорт, в который и здоровому человеку забраться непросто.
В памяти старшего поколения еще живы те времена, когда вернувшимся с войны искалеченным ветеранам передвижение по городам и селам разрешалось только на открытых велоколясках с двухтактным одноцилиндровым двигателем, называемых "Киевлянками". И лишь десятилетие спустя инвалиды войны добились разрешения устанавливать на обычные автомобили ручное управление и получить лицензии на право их вождения.
Внутри помещений безногие и парализованные инвалиды передвигались в худшем случае ползком или на низких тележках, а в лучшем - в громоздких креслах, сделанных из грубого железа, фанеры, заменителя кожи и ваты. На улицах можно было видеть людей в трехколесных рычажных велоколясках времен Русско-японской и Первой мировой воин. Удивительно, но в некоторых глухих провинциях они встречаются и по сей день.
Обстановка стала изменяться к лучшему лишь в 60-х годах при Хрущеве. Инвалидам, прошедшим медицинскую комиссию, разрешалось приобретать автомобили с ручным управлением. Основным транспортным средством с этим видом управления, был 30-сильный малолитражный украинский автомобиль с воздушным охлаждением "Запорожец". Для ветеранов с затруднениями в ходьбе он выдавался бесплатно, а прочим с большими скидками и без очереди. Более состоятельные граждане и офицеры-инвалиды, могли рассчитывать на получение или оплату по льготным расценкам автомобиля "Москвич" с тремя рычагами ручного управления. Инвалиды с детства довольствовались, предоставляемой им бесплатно, двухместной мотоколяской second-hand очень ненадежной и опасной во многих отношениях.
Переворот в производстве инвалидных колясок произошел в начале 80-х гг., когда неподалеку от Владимира, один из заводских цехов стал выпускать по лицензии германской фирмы Meyra две модели комнатных и одну модель прогулочной (рычажной) колясок. И хотя это были устаревшие и тяжелые образцы, но благодаря их возможности складываться десятки тысяч инвалидов могли теперь не только спускаться по лестницам и выезжать в открытый мир своих городов, но и путешествовать с ними в машинах и лечиться на курортах. Коляски выдавались по рекомендации медицинских комиссий местными комитетами Министерства социального обеспечения бесплатно: комнатная на 7 лет, прогулочная на 5 лет. Эти коляски и сейчас являются самыми популярными и дешевыми (около 200 долларов США), и поставляются во многие регионы России.
В период горбачевской перестройки ситуация в нашей стране стала резко изменяться. Благодаря деятельности благотворительных организаций в крупных городах стали появляться современные коляски, слуховые аппараты и другие изделия. В России обосновались представительства ведущих западных фирм производителей протезов и реабилитационной техники. В 90-х годах в Москве и Петербурге появились мастерские, в которых по западным образцам стали конструировать и собирать новые для России компактные легкие инвалидные коляски из титана и алюминия для активного образа жизни. По параметрам эти коляски вполне сопоставимы с западными аналогами, но в три-четыре раза дешевле их (около 400 долларов США), но несмотря на это приобретать их могут далеко не все региональные комитеты социальной защиты, а тем более сами инвалиды, социальные пенсии которых в 25 раз меньше стоимости таких колясок.
Сейчас потребность страны в инвалидных колясках, в которой проживают около 40 тысяч инвалидов-колясочников, вполне могли бы обеспечить мощности трех крупных заводов-производителей этих колясок в Уфе, Петербурге и Владимирской области. Однако проблема заключается в том, что после децентрализации федерального бюджета комитеты социальной защиты населения во многих дотационных регионах не имеют собственных средств на закупку колясок и другого реабилитационного оборудования, и очереди на получение бесплатных колясок в них растягиваются на несколько лет. Еще одна проблема - малый ассортимент продукции. Практически не выпускаются коляски с электрическими двигателями, очень мало колясок для детей. Но в последнее десятилетие рынок инвалидных колясок в России все таки сдвинулся с этой мертвой точки и начал поворачиваться, как говорится, лицом к потребителю. На рынок вышли такие "гранды" зарубежной инвалидной техники как: Otto Bock (Германия), Titan Deutschland GMBH (Германия), а также российская фирма "Инва Инжиниринг", российская фирма "ДОН", российская фирма "ВЕЛОС", поставляющие из- за рубежа и изготавливающие по современным технологиям в широком ассортименте высококачественные, легкие и современные инвалидные коляски по достаточно приемлемым ценам. Они составили здоровую конкуренцию нашим классическим производителям из Уфы, Владимира, Санкт-Петербурга, заставили их бороться за низкую стоимость, качество, лучшие эксплуатационные качества своих колясок. На нашем рынке появились инвалидные коляски с электроприводом - управлением от джойстика с пробегом без подзарядки аккумуляторов до 25 км, инвалидные коляски специально для детей, со столиками и прочими удобными аксессуарами. Наш рынок пополнился целой гаммой удобных костылей, тростей, ходунков и опор, креслами-колясками со встроенным санитарным оснащением (туалетом), приспособлениями для облегчения принятия ванны и душа.